среда, 2 сентября 2009 г.

Делимся опытом.

Организация предметно-развивающей среды,
ориентированной на гендерное самопознание
детей среднего дошкольного возраста.

Из опыта работы
воспитателя МДОУ № 125
г. Челябинска
Загитовой Д.Г.

Для того, чтобы наши дети постепенно вырабатывали правильные знания о том, что такое пол, чем отличаются друг от друга разного пола, какие между ними существуют взаимоотношения, мы постарались создать педагогические условия эффективного полоролевого воспитания в группе детского сада, которые способствуют усвоению детьми первых нравственных идеалов мужественности и женственности.
Прежде всего, мы создали предметно-пространственную развивающую среду группы среднего возраста, посредством которой ребенок обучался бы моделям поведения в обществе, ценностям, соответствующим понятиям «мужское и женское».
Для реализации специфических интересов мальчиков и девочек в их деятельности мы постарались наполнить содержание уголков для мальчиков предметами «мужского мира» (разными машинами, различными видами конструктора, строительными материалами), позволяющими мальчиками проигрывать специфические для их пола роли (строители, моряки, милиционеры, водители и т.д.). Микропространство девочек (исходя из психических особенностей детей разного пола для мальчиков необходимо все пространство группы, а для девочек достаточно микропространства) представляет собой модель уютного домашнего уголка, в котором размещаются куклы со всеми необходимыми атрибутами для ухода за ними, игрушечная мебель, различные аксессуары, шкатулки с бусами, кольцами и т.п., способствующим выполнению различных ролей в сюжетно-ролевых играх. В этих играх мы нарисовали для детей модели различных профессий в данной игре и кто может выполнять данную роль мальчик или девочка, девочки обозначены желтым цветом, мальчики синим. Если, например, водителем грузовика в большей степени всегда выступает мальчик, но девочка тоже может быть водителем в игре, то на схеме это изображено следующим образом: нарисованы два мальчика и одна девочка.
Создавая все это для детей, мы придерживались принципа паритета, предусматривающий одинаковое количество игр, пособий в зонах для мальчиков и девочек, свободный выбор зон детьми, возможность организации совместных игр. Детям предоставлены возможности, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. Но своеобразие, по А.В. Петровскому, заключается в том, что детям ничего не приписывается впрямую в соответствии с этими эталонами. Развивающие пособия для девочек по своей форме привлекательны прежде всего для них, но по содержанию (головоломки, конструкторы, мозаики, движущиеся игрушки и т.п.) они равноценны пособиям для мальчиков. Такие же требования мы выдержали и для мальчиков.
В пространстве всей группы у нас расположены схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола. Также для детей в отдельном уголке представлены карточки – символы которые обозначают ценности, определяющие и направляющие поведение мальчиков и девочек.
Таким образом, пространственно-предметная развивающая среда нашей группы выступает условием полоролевого воспитания ребенка, стимулирует выражение дошкольником в жизнедеятельности своего мужского (женского) образа. Роль же взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка. Предлагаем познакомиться с фотоматериалами опыта работы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий